Есть спонсорские контракты дороже миллиарда рублей

Об эксперте:
Генеральный директор и соучредитель БК Tennisi.bet. В прошлом – владелец крупной сети интернет-клубов, сервиса IP-телефонии, нескольких компаний по приему платежей и даже залов игровых автоматов. Прошел путь от первой неудачной ставки до совладельца компании с более чем 700 сотрудниками, работающей в четырех странах.

Я, само собой, владею определёнными инсайдами о том, кто, сколько и чего предлагает на спонсорском рынке, но больше в качестве ознакомительной информации, потому что Tennisi пока, к сожалению, не может себе позволить участвовать в торгах с «Краснодаром» или «Зенитом». Нам такое рановато, но руку на пульсе держим и наблюдаем за ситуацией.

В это межсезонье происходят довольно существенные изменения в спонсорстве. Кое-где идёт серьёзная битва между брендами, хотя есть информация также и о том, что у некоторых клубов сложности с поиском спонсоров. Идёт такая хитрая не то что игра – торговля. Все хотят получить максимально приемлемые условия: мы – подешевле, клуб или федерация – подороже, и каждый разыгрывает свою карту. Это нормально – рыночные отношения, и я ничего против таких «тендеров» не имею, вполне себе цивилизованный подход. Естественно, это не открытый тендер, но очень похоже. Мы участвовали в этом календарном году в парочке, и по большому счёту всё так и выглядит. Мы называем сумму, которую готовы выделить, и где-то там, исподтишка нам клуб или федерация говорит: вы нам нравитесь, но вот ваши конкуренты дали столько, и если вы дадите чуть больше, то мы готовы с вами договориться. Обычно две-три букмекерские компании участвуют в неких таких торгах, и кто предлагает лучшие условия, тот и получает контракт.

Если мы говорим о российских футбольных топ-клубах, то речь идёт о вилке в 150–230 млн. рублей в год. Но совершенно точно есть попытки со стороны букмекеров заключать контракты уже не на два года, скажем, а на пять лет. И если мы умножаем эти пять лет на 230 млн., то уезжаем за миллиард рублей. Уже есть контракты дороже чем миллиард рублей, это факт.

Цены, хотя в данном ключе это, наверное, неправильное слово, поднимаются с каждым годом. Потому что конкуренция на российском рынке растёт – с чего вдруг ради стоимость падала бы? Выходят на рынок новые игроки – вот сейчас «Фонбет» запускает «Беттери». Эта «Беттери» тоже должна занять своё место под солнцем. Для того чтобы его занять, этому букмекеру нужно получить какие-то спонсорские активации. Происходит конкуренция букмекерских компаний не только друг с другом, но и со своими «дочками». Поэтому стоимость контрактов пока будет расти. 

Мы думали, что, возможно, из-за кризиса и коронавируса отрасль немного откатится, но этого пока не произошло. Даже когда компании отказываются от каких-то контрактов, на их место сразу приходят другие. Тем не менее совершенно не исключено, что падение стоимости произойдёт в ближайшем будущем, потому что законопроект, который приняла Госдума, внесёт свои коррективы, и кто-то из букмекеров будет вынужден сокращать рекламные бюджеты. 

Вкратце мы получили новую налоговую нагрузку, как бы её там ни называли. По сути отчисления на спорт превратились в полноценный налог в 5% на доход. Если мы платим со ставок на официальные спортивные соревнования, проводящиеся под эгидой российских федераций, то это выглядит как отчисления на спорт. Но когда нам говорят: «Ребята, вот там где-то в Англии на стадионе “Уэмбли” идёт финал Кубка Англии между условным “Ливерпулем” и условным “Челси”. И со ставок, которые вы приняли на этот матч, вы должны отчислять 5% в РФС…» Ну слушайте, где «Челси» и «Ливерпуль», и где РФС? Тогда называйте это 5-процентным налогом, который государство решило отдавать нашим федерациям, и будет по-честному. 

Окей, ввели налог, и он существенный. Если кто-то из букмекеров будет говорить: «Ой, подумаешь, ничего страшного» – я в это не поверю. Это довольно существенная статья расходов, а когда у бизнеса появляется довольно существенная статья расходов, то ничего удивительного, что кто-то начнёт сокращать какие-то другие статьи, например рекламный бюджет. При всём при этом дополнительная нагрузка возникает у тех букмекеров, у которых не было обязательств по чистым активам и банковским гарантиям. И это тоже серьёзная нагрузка на тех, кто раньше работал без этих обязательств. 

Хочешь не хочешь, а государство ещё немножко затянуло гаечки, и когда так поджимают со всех сторон, совершенно точно некоторые компании будут сокращать рекламные бюджеты, что может отразиться на стоимости спонсорских контрактов и даже их длительности.

Конечно, неблагодарное дело – оценивать и считать чужие деньги. Бог его знает, какой будет рекламный бюджет у той же «Беттери», какие у них планы, какие амбиции. Мы можем только предполагать. Спонсорский рынок совершенно точно перегрет, стоимость контрактов в России завышена. Хотя это не значит, что если бы у меня был такой бюджет, я бы его не тратил. Думаю, что всё в итоге уравновесится и торговля по принципу «лишь бы забрать» со временем закончится. Время всё расставит на свои места.