«Могу с гордостью заявить, что название One Move придумал я». Большое интервью с panto

О старте карьеры, игре в Aurora и увлечениях вне Dota 2.

В эксклюзивном интервью Legalbet мы поговорили с саппортом Aurora Gaming Никитой panto Балаганиным о начале его карьеры, периоде капитанства в One Move и переходе в нынешний клуб. Но одной Дотой решили не ограничиваться — panto рассказал, для чего читает книги, составил топ любимых аниме и объяснил, почему играет в Genshin Impact. 

Примечание: интервью было записано до старта The International 2025. 

«Некоторые пытаются попасть в киберспорт, потому что ничего другого не умеют»

— Расскажи про период начала игры в Доту. Какое отношение было к ней?

— Это было просто хобби — играл с друзьями и никакого киберспорта под этим увлечением не подразумевал. Когда рейтинг начинает расти, ты попадаешь к ребятам, которые хорошо играют и имеют больше рейтинга, и они зовут тебя на турниры. А потом — бац, и появляется шанс сыграть в квалификациях или на туриках посерьёзней.

Насколько я помню, тогда было не так много платформ. Кто-то играл на FACEIT и копил поинты, чтобы менять их на шмотки. Кто-то играл на Go To Olymp, если ещё помнят такой сайт. Кстати, выиграть там мне ни разу не довелось. Потом появился Epulze, на котором я очень долго играл. И был ещё, по-моему, DreamHack или что-то такое.

В основном все те, кто не мог выходить на турниры с более высокими призовыми и играть с сильными командами, пытались бороться хоть за что-то, чтобы получать и компетитив опыт, и деньги. Турниры были небольшие — от 5 до 20—50 долларов на человека. Но если ты выигрывал таких по два-три в день, то за месяц могла накопиться приличная сумма.

— Как родители относились к увлечению? Как совмещал игру в Доту с учёбой?

— Родители в целом поддерживали. Мама купила компьютер, потратив все сбережения. Папа относился скептически, но считал, что если я хочу играть, то пускай так и будет.

Совмещать было проблематично, потому что это занимало очень много времени. И друзья, естественно, обижались, когда я в очередной раз не шёл гулять или в кино. А когда ко мне приходили, то просил: «Мам, скажи в домофон, что ты меня не отпускаешь». Хотя она хотела, чтобы я погулял.

— Сильно ли мешала Дота во время учёбы?

— Со школой нормально было. В Беларуси есть аналог ЕГЭ, называется ЦТ — Централизованное тестирование. И чтобы поступить в мой будущий университет, мне нужно было сдать три предмета: русский, математику и английский. Я ещё физику немножко подучивал, но сразу говорил, что это гиблое дело — в этом нет смысла, а на репетитора деньги тратятся. На что мне родители говорили: «Мы так хотим, поэтому денег на твоё обучение не жалко, учись». 

Хотя мне даже преподаватель не нравился. Он не мог решить какие-то задачи и смотрел подсказки. А мне ещё ехать к нему минут 40-50. Короче, меня это очень бесило. Я физику сдавать пошёл даже без калькулятора, при этом каким-то чудом набрал 30 из 100 баллов. Без калькулятора там, конечно, делать нечего — сидел столбиком высчитывал.

В 10-м классе оценки никуда не шли, и тогда успевал вообще всё: и играл много, и с друзьями время проводил. А в 11-м уже пришлось подсуетиться, но в итоге хватило баллов для поступления в университет — у меня было 268 при минималке в районе 255.

Поступил на очное и смог закончить, хотя уже на втором курсе начал ездить за границу на турниры и выступать на более серьёзных чемпионатах, чем турики на пять долларов. Мне уже не хотелось совмещать это с учёбой, и я хотел бросить, потому что за два года понял, что профессия экономиста-программиста мне не вкатывает. Да, там я познакомился с друзьями, со многими до сих пор общаюсь, да и учиться было интересно, но оказалось, что просто не моё. 

Я хотел бросить, но родители попросили: «Закончи, пожалуйста, ради нас». Я такой: «Ну ладно, закончу». У меня где-то там дома дипломчик лежит.

— С какими проблемами на старте карьеры сталкивается молодой игрок, который хочет стать профессионалом?

— Во-первых, ты должен точно определить, чем хочешь заниматься. Некоторые пытаются попасть в киберспорт просто потому, что ничего другого не умеют. 

Во-вторых, ты точно встретишь сопротивление от окружения. Все тебе будут говорить, что у тебя ничего не получится и в этом нет смысла, что это игрушки. И близкие, и семья, и друзья, и какие-то знакомые. Это не так часто у кого-то получается, поэтому сопротивление будет сильное. 

Если ты сам чувствуешь, что киберспорт — это твоё, то нужно делать и не слушать людей. Как минимум пока ты молодой и у тебя есть силы и энтузиазм — всё в твоих руках. Нужно посвящать этому очень много времени и многим жертвовать. Где-то на тебя будут друзья обижаться, где-то семья. Если у тебя будет девушка, то, скорее всего, ваши пути разойдутся, потому что в молодом возрасте люди хотят как можно больше времени проводить друг с другом. А если ты собираешься в киберспорт, то посвящаешь игре слишком много времени. Ну и нужно не только быть энтузиастом и отдавать этому все силы, но ещё и стараться делать всё максимально продуктивно.

Источник: социальные сети pantoИсточник: социальные сети panto

Много книг с историями успеха обычных спортсменов. Не знаю насчёт киберспортивной литературы, потому что сколько я ни пытался найти историю успеха киберов, но знаю только книгу N0tail, и то она вроде не переведена на русский. В них можно почерпнуть знания и опыт этих людей, перенять его, посмотреть, как они справлялись с трудностями, как они на всё смотрели и как мыслили в ключевые моменты. Такие вещи, мне кажется, могут помогать. 

Ну и самый последний, но немаловажный пункт — это талант. Есть очень большая вероятность, что ты сделаешь всё, что от тебя требуется, но ничего не получится. И в такие моменты очень важно признать, что ничего не вышло, и двигаться дальше, искать что-то новое. Возможно, ты найдёшь что-то, что у тебя будет лучше получаться и будет тебе больше нравиться, делая по-настоящему счастливым. 

Много людей, которые до сих пор играют в Доту и не могут удержаться даже на тир-3 уровне. Ты видишь их и задаёшься вопросом: а зачем?

«В Winstrike я больше слушал, чем говорил»

— Твоей первой профессиональной командой была Winstrike. Расскажи, как в неё попал?

— До перехода в Winstrike у меня был стак с друзьями. Мне очень сильно хотелось побеждать и выходить на более крупные турниры, но мы стагнировали, и я понимал, что нужно делать замены. Я пытался поменять одного игрока, потом второго, но мы попали в ситуацию, которую можно описать фразой «никто лучше к нам не пойдёт, а брать хуже смысла нет, так что давайте играть так».

Какой-то период времени я так поиграл, но понял, что это совсем не моё. Решил выйти из зоны комфорта — уйти в неизвестность. И несмотря на то, что все говорили, мол, это неправильно, я просто ушёл из команды, потому что понимал: хочу большего. 

Начал гриндить паблики и в тот момент апнул ранг то ли 20, то ли 30. И в какой-то момент меня добавил Тимур Ahilles, когда собирал состав под Winstrike, который сам и тренировал впоследствии, и предложил поиграть. Но у меня был не лучший период жизни и я ответил, что подумаю. Спустя время Тимур рассказывал, что он был в шоке: пишешь парню из паблика, предлагаешь зарплату, буткемп и команду, а он говорит, что подумает.

В итоге через пару дней я сказал ему, что готов. Тесты прошёл успешно, всем всё понравилось, и так появилась команда Winstrike. Насколько я помню, состав у нас тогда был солидный: yamich, dyrachyo, re1bl, chshrct и я. 

Вот так и началась моя профессиональная карьера.

— Расскажи про первый профессиональный опыт, который получил в Winstrike. Чему ты там научился?

— Много чему, на самом деле. Я попал в команду, в которой, по моему мнению, каждый был успешнее меня — поэтому я больше слушал, чем говорил. Пытался, как губка, впитывать всё, что мне говорят: информацию по игре, по взаимодействию с тиммейтами, по тренировочному процессу.

Только спустя время, когда я перенял всё самое хорошее, что можно было, начал обращать внимание на проблемы и сам их поднимать, если чувствовал, что это требуется. Попадая в такую среду, ты не понимаешь, какие вещи правильные, а какие нет. Тебе нужно больше времени, больше опыта, увидеть больше каких-то критических ситуаций.

— После Winstrike ты перешёл в Gambit. Если я правильно помню, то менеджером команды был StrangeR. Это он пригласил тебя?

— По-моему, состав StrangeR собирал, но точно не помню. Winstrike распались после того, как закончился сезон (Это было осенью 2021 года. — Прим. ред.). Люди хотели играть в разных командах: Антон уходил в Европу, а chshrct, по-моему, вообще из Доты ушёл. В итоге в команде остались я, re1bl и yamich. Но и мы уже хотели попробовать что-то новое, поиграть с другими игроками. 

У меня были тогда разные офферы, конкретно не помню, но один из них был от Gambit. Тогда ещё, насколько помню, у организации было два состава, и я мог оказаться в любом из них — игроков миксовали в разных вариациях, и по итогам КВ-шек получился тот стак, который получился. 

Тогда мне казалось, что в команде ещё более опытные игроки — sayuw, AfterLife, Smiling Knight и mellojul в миде. Они считались намного опытнее, чем ребята в Winstrike, не считая chshrct. 

Там я тоже многому научился, и в принципе было интересно играть. Плюс на тот момент мне казалось, что Gambit — это великий тег с большой историей, и я был горд представлять такую команду.

— Позже вы полным ростером перешли в One Move, где регулярно выступали в первом дивизионе DPC и считались перспективной командой. Расскажи поподробнее про этот период. Чего не хватало, чтобы отобраться в основные стадии крупных турниров?

— Начну с того, как вообще One Move появилась. Могу с гордостью заявить, что название команды придумал я. И это, кстати, хорошо отражает, почему у нас не получалось в критически важных сериях. 

Источник: личный архив pantoИсточник: личный архив panto

У нас была проблема с концентрацией на одном действии — в итоге мы делали либо два дела сразу, либо вообще ничего не делали. И у меня такая идея возникла: раз у нас проблема с одним действием, давайте и назовёмся One Move, может, это будет нам напоминать в игре о том, чтобы мы делали что-то конкретное. И все поддержали.

Касаемо того, почему не получилось отобраться на крупные турниры. Насколько я помню, мы тогда играли очень много турниров серии D2CL (Dota 2 Champions League. — Прим. ред.) и какие-то квалы, но всё время занимали там вторые места. Это был достаточно насыщенный сезон, а игроки в моей команде были достаточно матёрые, с опытом, и, мне кажется, у них просто не хватало мотивации, сил и запала проходить такую дистанцию. 

В DPC, если я не ошибаюсь, была одна игра в неделю — шесть-семь матчей занимали полтора месяца, получался достаточно большой марафон. И ещё параллельно или после игрались смежные турниры. Тогда казалось, что команде просто не хватает выносливости, чтобы все полтора месяца показывать лучшую игру.

Игра на четвёрке, капитанство в One Move и L1GA Team после ухода RAMZES666

— В One Move после прихода Xakoda ты играл на четвёртой позиции. Можешь рассказать про этот опыт? Насколько геймплей на четвёрке отличается от игры на пятёрке? Насколько было комфортно на новой позиции?

— Игра на четвёрке, мне кажется, более креативная: ты можешь и по карте больше делать, и пул героев у тебя заметно выше. Если ты допустил какие-то ошибки на драфте или видишь хороший пик, то чаще всего флексишь героя. Допустим, ты пикнул Ember Spirit в мид, а челы взяли Huskar. И чтобы закрыть Хусика, ты смещаешь Эмбера на четвёрку, а на мид добираешь другого героя. 

В One Move нам пришлось расстаться с четвёркой, а у нас впереди были квалификации на The International. Мы звали много кого, но никто не хотел идти. И я, как капитан, принял волевое решение: сказал парням, что у меня достаточно скилла, чтобы быстро пересесть на четвёртую позицию, если мы сможем найти пятёрку. Квалификация на Инт — это важнейшая вещь для каждого дотера, и у нас был выбор: просто сдаться и не играть вообще или добрать пятёрку, пересадить меня на четвёрку и постараться показать лучший перформанс. 

Все в итоге взбодрились, воодушевились и решили делать, а там уже будь что будет. Мы искали пятёрку, и в итоге Егор Xakoda согласился. Причём он тоже был достаточно заряжен и привнёс энергии в команду. 

Несмотря на изменения в составе, мы смогли дойти до финала квалификации, где проиграли в достаточно равном матче. Насколько я помню, каждая игра в гранд-финале была до какой-то минуты на равных, а потом мы где-то командно, где-то индивидуально принимали не лучшее решение, возможно, где-то боялись, потому что гранд-финал, best-of-5 и TI. Мы не смогли победить, но путь, который мы прошли за ту квалификацию, и то, какие решения принял я в качестве капитана, как команда прислушивалась и делала то, что я хотел — это мне запомнилось и стало важным этапом для меня и для моего становления как лидера и капитана.

— Ты как раз сказал, что был капитаном в One Move, хотел бы подробнее об этом поговорить. Какие на тебе были игровые и внеигровые обязанности? Как это повлияло на твоё становление как профессионала?

— Начинал я как обычный игрок. В Winstrike и Gambit делал свои 20%, старался и всё. Потом в One Move я начал драфтить и потихоньку разбираться в стратегиях, потому что со временем осознал, что чем больше зон ответственности я буду брать на себя — где-то драфты, где-то сплотить команду, где-то поднять острый вопрос — тем больше шансов, что я стану успешнее и моя команда будет лучше. 

Я решил, что буду брать на себя как можно больше ответственности. Мог даже помогать решать менеджерские вопросы. И потихоньку всё привело к тому, что из обычного игрока, я стал драфтером, а потом уже пытался вырасти в капитана. Даже начинал читать книги про лидерство, настолько мне была интересна эта тема.

И вот уже в One Move с Xakoda я брал на себя максимальную ответственность, которую только мог — и драфтил, и понимал, как нужно играть, и пытался это видение проговорить и продвинуть в команде. Если были какие-то конфликты и недопонимания, я мог спокойно зайти с игроками в комнату, закрыться внутри и сказать: «Пока мы не решим этот конфликт, мы отсюда не выходим». Тяжёлые времена требуют тяжёлых решений.

— Следом у тебя был период в L1GA, которую собирал RAMZES, но первый ростер долго не просуществовал. Как думаешь, с чем это могло быть связано?

— Да просто с результатами. Человек пришёл в команду, а результатов нет. Не хочется играть. 

Ну конкретно в L1GA я шёл не капитанить, а просто играть. Мне было интересно поиграть с RAMZES666. Там я опять немножко back to roots (Вернулся к корням. — Прим. ред.), как говорится, — просто делал свои 20%.

Источник: личный архив pantoИсточник: личный архив panto

— Какие мысли тебя посещали после ухода RAMZES666? Хотелось просто продолжать играть и развиваться или же было понимание, что это некий перевалочный пункт?

— Я не отношусь к командам как к перевалочному пункту. В месте, где я нахожусь сейчас, стараюсь показывать максимальный импакт и перформанс. Я в целом не люблю майндсет людей, которые рано сдаются и говорят: «Пережду тут, но в следующей команде буду разрывать». Мне кажется, это неправильный подход. 

Когда Рома ушёл, мы взяли V1olent и вернулись к тренировкам и официалкам. Мы же сначала поменяли тройку, потом керри, потом мидера — в итоге из первоначального состава осталось только дуо сапов. Я взял на себя драфты и больше ответственности. В каких-то моментах решения принимал V1olent — он был очень заряжен, и мы много обсуждали Доту и смотрели реплеи. 

Начали играть официалки. Насколько я помню, даже пару онлайн-турниров выиграли, в каких-то заняли хорошие места. И самое главное, что с этой командой я начал проходить на LAN’ы, несмотря на то что на ту же PGL Wallachia Season 2 ни один кор у меня не смог доехать — мы играли с тремя заменами. Потом на BetBoom Dacha Belgrade 2024 мы заняли предпоследнее место в группе. Но в целом то, что я первый раз в жизни с составом, который собрал, прошёл на LAN, для меня как игрока и капитана стало большим достижением. Я был очень рад и горд не только за себя, но и за свою команду. 

Поэтому сказать, что перевалочный пункт — это команда, с которой ты добился наибольших достижений на тот момент, я не посмею. И, возможно, благодаря именно этим достижениям, фидбэку и моему рангу тогда я получил возможность постендинить за PARIVISION на BLAST Slam I, где мы заняли третье место — это один из лучших результатов в моей карьере. 

— Уже в начале 2025-го была Chimera. Как собирался тот состав?

— Был стак игроков, и они предложили мне поиграть с ними. Изначально не было такого, что мы команда с подписанными контрактами и так далее — просто стак. 

С L1ga на тот момент мы прошли на два или три LAN’а и заняли там последние и предпоследние места. Я был рад результату относительно того, что было, но и понимал, что это потолок. 

Я, как человек амбициозный, стремлюсь к лучшему, и мне казалось, что в Chimera я смогу добиться большего.

— Вы с Chimera достаточно успешно выступали на турнирах и проходили квалификации в MESWA-регионе, но потом буквально за пару месяцев состав был расформирован. Из-за чего это случилось?

— Есть ожидания, а есть результаты. Мы собрались, прошли несколько квал, но несколько пройти не смогли, и под конец буткемпа появились разногласия, которые, как оказалось, невозможно решить.

Поэтому мы и поехали со стендином на FISSURE PLAYGROUND #1. Для меня, естественно, было шоком, что мы заняли последнее место, но, скорее всего, это было следствием того, что мы приехали без подготовки — другие команды просто были сильнее и лучше конкретно на этом турнире. Но, возможно, мы просто не стакнулись друг с другом, такое бывает.

И-за этого мы подходили к DreamLeague Season 25 как команда, которая уже дисбанднулась. И это тот самый бафф, который даётся ростеру, который играет непринуждённо и просто по кайфу. Много было примеров команд, которые расформировались, но едут играть вместе в последний раз и показывают действительно хороший результат. Если мне память не изменяет, это был единственный турнир, на котором я смог в best-of-3 серии обыграть Team Spirit (Во второй групповой стадии Chimera обыграла Spirit со счётом 2-1 по картам. — Прим. ред.). Для меня это было очень важно. Мне это казалось невероятным результатом.

Да и мы практически смогли выиграть у них серию в плей-офф, где третья карта длилась минут 80. Как раз DreamLeague стал показательным турниром, на котором команда просто взяла и доверилась мне, а я сидел, придумывал стратегии, чем и как мы хотим играть.

Тогда ещё вышел патч между турнирами, и казалось, что хоть мы и сыграли первую группу хорошо, но после обновления будем проигрывать. Однако мы начали придумывать новые стратегии и было полное доверие в команде — большинство героев, которых я тогда брал, вроде Tinker пятёрка, керри Nature's Prophet, Leshrak в мид, в итоге стали метой. 

Думаю, что в большинстве своём именно из-за стратегии и доверительного подхода мы добились результата, который для многих игроков той команды был и остаётся пиковым.

— Как игра в MESWA-регионе? Есть интересные команды или это Nigma Galaxy плюс рандомные стаки?

— Скорее Nigma плюс рандомные стаки. У тебя есть рейд-босс, которого нужно победить, и ты уже на турнире. Но если есть возможность выйти на турнир таким способом, то почему бы и нет? Хотя многие могут на эту тему дискутировать, говорить, что это нечестно и так далее, но если правила позволяют, почему нет?

«Aurora — мой билетик в светлое будущее»

— После Chimera ты перешёл в Aurora Gaming. Кто тебя позвал в команду и как вообще собирался ростер?

— Я так понял, что изначально собрался костяк, в котором были TORONTOTOKYO, Nightfall и Mira. Они хотели играть вместе, и им нужны были мидер и пятёрка. И они решили, что Глеб (kiyotaka. — Прим. ред.) и я — это сильнейшие игроки, с которыми они хотят играть. Позвали нас, и мы оба согласились.

Источник: социальные сети Aurora Gaming

Источник: социальные сети Aurora Gaming

Ничего сверхъестественного. Для меня было очевидно, что такой шанс нужно хватать. И даже если в Chimera кто-то рассчитывал на то, что мы можем остаться после DreamLeague ещё какой-то вариацией ростера, то я сразу сказал: «Парни, нет, сорри. Топ-4 — круто, постарались, всем спасибо, но это мой билетик в светлое будущее, поэтому не обижаемся». И я пошёл.

— Сильнейший ли это ростер, в котором ты играл? Какие ощущения от игры с исполнителями уровня Nightfall, TT, Mira и kiyotaka?

— Для себя считаю, что это сильнейший ростер, сильнейшие игроки. Как индивидуально, так и командно. И что их сильно отличает — несмотря на то что они давно на про-сцене и у них топовые результаты, у них больше страсти к Доте, чем у кого-либо, с кем я играл раньше. Они больше радуются победам, больше горюют после поражений и в целом очень эмоционально ко всему относятся. 

Меня это нереально заряжает и мотивирует. И для меня неудивительно, что люди, которые настолько скилловы в игре и отдаются ей эмоционально, имеют такие результаты. Это закономерно: майндсет чемпиона у людей, которые много выигрывали. 

— Ты стоишь на одной линии с Егором Nightfall. Какой он в игре, насколько сильно влияет на игру? Как можешь описать его майндсет?

— Для него нет разницы, играет он тренировочный матч или условный Riyadh Masters на сцене. Он всегда хочет победить и сильно старается, вне зависимости от важности встречи.

В игре он действительно много говорит — наверное, больше, чем любой другой керри, с которым я играл. У него очень много умных и правильных мыслей. И в мидгейме, и в лейтгейме он спокойно может вести игру. Это круто.

— Ты был капитаном во многих ростерах, а Егор — тот игрок, который всегда колит и говорит о своих идеях. Как у вас выстраивается общее понимание игры?

— У него есть своё понимание того, как команда должна играть и строиться. Конкретно в нашем росте сейчас он капитан, а я снова вернулся к роли исполнителя. Мне кажется, что понимание и знание Доты, которые есть у каждого в этой команде, сильнее и систематичнее, чем всё то, что было у меня до этого. 

Я многому учусь и в макро, и в микро, потому что стою в одну линию с Егором. Мы многое обсуждаем. У него своё видение, и он старается его привить команде. Мне кажется, что это правильно.

— Считаешь ли Егора лучшим керри, с которым ты выступал?

— Это такой вопрос, конечно (смеётся). Я могу сказать, что Егор — это керри, который даёт больше энергетики и войса в игре. Играет он хорошо. И выделяется среди тех, с кем я играл до этого, но не хочу сказать, что другие плохие. У каждого есть сильные и слабые стороны. 

— Вместе с Mira вы сформировали крепкое дуо саппортов в Aurora. Делится ли он с тобой игровым опытом? Обсуждаете ли игровые моменты именно как пара саппортов?

— Да, мы часто можем собраться вдвоём и обсудить игровые моменты. Можем и втроём собираться вместе с Глебом, чтобы обсудить то, что касается конкретно нас троих, пока наши ребятки фармят на сайдах. В целом у нас очень хорошие взаимоотношения сложились, как мне кажется. Мы много разных мелочей обсуждаем, в том числе героев — сейчас есть тренд на персонажей, которые могут флекситься на четвёрку и пятёрку. Или можно на пятёрке в харду сходить, а четвёрка в лёгкую. 

Думаю, что мы всё делаем правильно. Если со стороны кажется, что наша связка саппортов хорошо работает, то мы на правильном пути.

— На старте Aurora показывала не самую уверенную игру, но с каждым турниром результаты становились лучше. Вам банально нужно было время для адаптации? Или вы что-то изменили и пришли к общему пониманию игры? 

— Во-первых, команда новая, мы притирались друг к другу. Во-вторых, Саня TORONTOTOKYO только начинал на тройке играть — он осваивался, становился сильнее как игрок и расширял пул. Mira был после перерыва… Было достаточно много пунктов, которые просто пофиксились сами собой благодаря тому, что мы играли и тренировались.

Несмотря на то что пока наш потолок в плане результата — это четвёртое-пятое место на топовых турнирах, игра, которую мы показываем, с каждым ивентом становится всё лучше и лучше. 

— Как изменилась обстановка в команде с приходом G на позицию тренера? Что он изменил, какие на нём обязанности? Какое впечатление о нём сложилось?

— Я с Серёгой успел поработать в One Move. Он помогает с драфтами, подмечает какие-то вещи, смотрит очень много реплеев. Я просыпаюсь, а он сидит и смотрит реплеи. Перед тем, как пойти спать, тоже сидит в реплеях. Может наши командные смотреть, может чужие. 

Он не просто вбрасывает какую-то информацию, а любит показывать референсы — открывает две-три игры и на примере нашей и других команд показывает, что эффективно, а что нет. 

— На прошедшем EWC 2025 вы заняли пятое-восьмое место. Как оценишь командный результат? Чего не хватило, чтобы обыграть PARIVISION в четвертьфинале?

— Турнир показался хорошим. Немножко странный формат был, особенно перерыв между группами и плей-офф — могли бы сделать его длинной пару дней, а не пять. Это был немножко изматывающий промежуток времени. Тем более что паблики во время перерыва приходилось играть на пинге, что не очень приятно.

Ощущение, что турнир сильно отличается от других по уровню. Когда мы приехали на эту аллею и шли до входа, ощущалось, что мы на важном турнире: очень много камер и фанатов. 

А если говорить про результат, то мне и тогда казалось, и я до сих пор считаю, что мы играли не хуже PARIVISION, а индивидуально и командно, возможно, даже лучше. Но на первой и третьей карте у них просто были лучше стратегии, поэтому мы проиграли. 

— На днях стартует Инт. С какими мыслями ты подходишь к турниру? Ставишь ли перед собой какие-то цели или считаешь, что просто нужно выдать максимум?

— Мои цели — это прочувствовать атмосферу. Многие говорят, что ехать на Инт классно, потому что дают эту кофточку в стиле The International. Это уже круто. Но конкретно мои цели — прочувствовать всю атмосферу и ощутить, что я действительно доехал и смог. 

Ну и, конечно, хочу показать свой лучший результат. Хочу, чтобы мы показали лучший командный результат за всё время существования состава. Хочу, чтобы всё было очень органично: чтобы мы хорошо потренировались, справлялись с проблемами и были просто в лучшей форме и как люди, и как игроки. Хочу, чтобы после Инта никто из нас не жалел, что мы сделали что-то не так — где-то недостаточно постарались, где-то лишний раз поругались и так далее. 

Очень надеюсь, что всё получится. Уже настраиваю себя ментально на это.

— Можешь назвать главных фаворитов турнира? Кто будет в топ-4?

— Практически все команды, которые доходят до плей-офф, по факту сильные. Если взять Riyadh Masters, то каждый состав, что вышел в плей-офф, был силён. Всё зависит от индивидуальной формы в конкретный день и выбранной стратегии. 

Победить может любая команда из восьмёрки, которая доедет до турнира и выйдет в плей-офф. Но конкретно я буду верить, что это будет Aurora.

— Как оцениваешь патч 7.39d? Сильно ли он изменил мету или кардинально ничего не поменялось? 

— Мне кажется, что вот такие буквенные патчи, минорные, если можно их так назвать, это хорошо, и их нужно выпускать. Но хотелось, чтобы такие обновы выходили почаще. Возможно, в этом проблема. 

Очень сильно мета пока что не сместилась, но в любом случае такие выводы делаются спустя время, когда всё то, что ты пробуешь в пабликах, начинает раскрываться на турнирах. 

— Как относишься к тому, что Valve отказалась от классического Battle Pass и в целом просела по контенту в Доте?

— Чувствуешь себя немного обманутым. Все думали, что Valve отказались от Battle Pass в пользу чего-то бо́льшего, а в итоге этого бо́льшего, по сути, не так уж и много. Чувствуешь себя некомфортно. Особенно сейчас, когда я прошёл на Инт и мой заработок напрямую зависит от количества людей, которые купят Компендиум. 

Я сам раньше с удовольствием покупал его, качал до определённого уровня, проходил ивенты с друзьями и выполнял квесты. Даже где-то ранкеды руинил, потому что пытался и MMR апнуть, и квесты выполнить. Я тоже по этому всему скучаю. 

Этот ивент («Диковинки Квортеро». — Прим. ред.) в принципе прикольный, но это бесплатные шмотки. Сет на Witch Doctor прикольный, мне лично он нравится, но хотелось бы побольше вещей и вариативности какой-то. По сути, в ивенте шмотки всего на трёх героев, и не факт, что человек, который зайдёт в Доту ради него, вообще на этих героях играет. 

В описании было сказано, что этот ивент не как главный, а сопутствующий чему-то большему. Поэтому понадеемся, что вот это «что-то бо́льшее» выйдет и там всё будет прикольно. 

«Павшая корона» с мини-играми и концовкой, где ты бегаешь в игре, была крутой и интересной. Из минусов — это было достаточно долго. Хотелось бы, чтобы такие вещи были чаще и быстрее. Мне, например, нравятся ивенты, где мы вчетвером бегаем по локациям.

— А можешь назвать свой любимый Battle Pass?

— Любимый Battle Pass не смогу назвать, потому что я детально не помню. Но точно запомнился ивент Годень (Никита говорит про «Сражение Годней», который выходил в 2015 году в честь китайского Нового года. — Прим. ред.), в котором можно было выбивать сундуки с редкими шмотками и продавать их. 

Помню, что мы тогда с пацанами нормально денег наварили на этом всём, потому что их не открывали, а продавали сундуки. А сейчас почти все ивенты со шмотками, которые, по-моему, вообще передавать нельзя.

Книги, аниме и Genshin Impact

— Чем занимаешься в свободное от Доты время? Как проводишь досуг?

— Когда не играю в Доту, то стараюсь как можно меньше сидеть за компом, особенно в последнее время. Посещаю три раза в неделю зал, стараюсь хотя бы раз в неделю родных навестить, потому что живу отдельно. Последние пару лет уделяю развитию в целом.

Когда путешествую, особенно если мы летим куда-то играть, и я в этом городе или стране в первый раз, то стараюсь обязательно сделать фотку на память, где-то походить, что-то разведать. 

Источник: социальные сети pantoИсточник: социальные сети panto

Читаю книжки, где-то художественные, где-то по саморазвитию. Мне эта тема интересна — особенно нравится читать про построение легендарных команд и всё в таком духе. Единственное, что нет книжек по киберспорту — это более узконаправленная тема. 

И стараюсь пробовать что-то новое. Например, вчера сходил в падл поиграл (Игра, похожая на теннис. — Прим. ред.) в первый раз в жизни, мне понравилось. 

Ну и можно что-то более приземлённое: просто с друзьями погулять, посидеть где-то, в кино сходить. Почему бы и нет.

— Ты неоднократно говорил о книгах. Какие тебе нравятся?

— В целом мне нравится читать, и я стараюсь находить время прочитать хотя бы по 20-30 страниц в день, потому что, казалось бы, это не так много, но когда ты за год столько читаешь, то выходит нормальный объём. А если у меня хороший вайб, то могу за раз много прочитать. 

Если брать художественную литературу, то из последнего читал Стивена Кинга и перечитывал «Мастер и Маргариту» Булгакова. У Кинга понравилась «Кэрри», а сейчас взял «Билли Саммерс». Есть много базовых книжек, которые людям советуют — я вот «Атомные привычки» Джеймса Клиры прочитал и почерпнул для себя много полезного.

Про тайм-менеджмент читал, потому что у меня были проблемы с ним. И в целом если я чувствую, что у меня есть какая-то тема, в которую я бы хотел углубиться, потому что понимаю, что есть над чем работать, то я беру и ищу себе книжку. Мне кажется, что из книги я лучше впитываю информацию, чем из роликов на YouTube или гайдов в интернете.

— После прочтения ты ощущаешь для себя определённый импакт?

— Чувствую импакт, да. Плюс во многих книгах, как, например, «Мастер времени» от Брайана Трейси, тебя не просто на какие-то мысли наводят, но ещё и предлагают упражнения, которые можно использовать, чтобы понять себя и что ты можешь делать лучше. Главное, не читать ради того, чтобы читать — я читаю именно то, что мне интересно. 

Вот сейчас возьмусь за «Пять пороков команды» от Ленсиони Патрик про построение сильного коллектива. Причём книга написана в жанре бизнес-романа, так что будет интересно, что она из себя представляет.

— Что предпочитаешь смотреть в свободное время — аниме или сериалы?

— В последнее время я не так много чего-то смотрю. У меня был период, когда я посмотрел много сериалов. Был и период, когда я смотрел много аниме. 

Мне очень нравятся старые фильмы 1990-х и 2000-х, но тоже не так много времени этому посвящаю. Чаще всего, когда мне предстоят перелёты, могу скачать какой-то аниме тайтл на 12 серий, чтобы убить время. В самолёте сложнее фокусироваться на фильме, который идёт два с половиной часа, чем на коротких сериях — после одной в 20 минут можно посидеть, музыку послушать, потом следующую включить. И ты не теряешь связь с реальностью, а с фильмами немножко по-другому.

— Можешь назвать топ любимых аниме?

— «Город, в котором меня нет», «Провожающая в последний путь Фрирен», «Re:Zero. Жизнь с нуля в альтернативном мире» — первый сезон мне очень эмоционально зашёл. «Плутон», именно 2023 года. 

«One Piece» нравится, но я не могу его смотреть долго — максимум 50—100 серий и всё, потом отдыхаю. Уже посмотрел 750 серий — это чуть больше половины, и мне нравится.

На самом деле есть много интересных аниме: «Hunter x Hunter», «Магическая битва», «Агент времени». Сложно выделить лучшие, потому что в один день ты назовёшь одни, во второй — другие тайлты… 

«Невероятные приключения ДжоДжо» — тоже суперское аниме. Поэтому нужен топ-100, мне кажется.

— Любишь ли путешествовать? Какая страна за последнее время тебе понравилась больше всего?

— Мне нравится путешествовать. Единственное, что мне не нравится — из Беларуси улетать достаточно долго, потому что сначала нужно добраться до Турции или Москвы, а потом уже вылетать в место назначения. Если тебе ещё визу нужно открывать, то придётся лететь через страну, где это нужно сделать, а потом только на место проведения турнира. Достаточно много времени это всё может занимать.

Очень понравилось в Копенгагене в канун Нового года, потому что там был какой-то особенный вайб: много ярмарок, всё украшено, играли песенки, много людей на улицах даже поздним вечером — очень круто. В остальных странах просто было неплохо.

А хотел бы я слетать, наверное, в Испанию, потому что очень люблю море, и почему-то кажется, что мне там понравится. Надеюсь, я не разочаруюсь, когда туда попаду.

— В соцсети у Daxak видел, что ты играешь в Genshin Impact. Сам в неё играю и хотел бы узнать твоё мнение. Как относишься к играм подобного жанра? Что интересного в них находишь? Играешь ли в другие игры от Hoyo и как много времени тратишь на это?

— Для меня Genshin — это эпизодическая игра: я могу поиграть в неё пару месяцев, а потом забросить на год. Может быть такое, что мне какой-то регион не понравится — могу зайти, увидеть его и всё, снова не играю полгода-год.

Я просто очень долго искал игру, в которой я мог бы отдыхать от Доты, потому что не всегда получается заниматься чем-то помимо компьютера. Поэтому нужна игра, чтобы ты в ней расслаблялся, но в условных шутерах я не мог этого сделать, потому что у меня сразу включается компетитив режим, когда нужно всем всё показать и всех победить. Там я тоже потею.

Поэтому Genshin — это игра, куда я захожу расслабляться: приятная музыка, бегаешь, мобов каких-то бьёшь, какой-то сюжет — чилл. Мозг выключается и отдыхает. При этом я не скачиваю новые игры, потому что понимаю, что не хочется погружаться в другие миры. Я понимаю, что Genshin уже немного устаревшая, так как сейчас много новых игр похожего жанра, но я не хочу их трогать пока. 

В какой-то период в моей жизни был World of Warcraft, но это было очень давно. Может быть, я к нему вернусь когда-нибудь, но не сегодня.

Читайте также: