«Решение принято, живите с этим». Как выбирали технологического партнёра ЦУС

Грозит ли букмекерскому бизнесу в Казахстане платёжная монополия?

Технологическим партнёром казахстанского ЦУС стала компания PayBox – именно она создаст ядро платформы и возьмёт на себя платёжную функцию. Как отметил гендиректор Алексей Назаров, его группа была выбрана после длительных переговоров и конкурса.

А был ли конкурс?

Однако по информации источника, который работает в сфере платёжных систем, прошедший конкурс вовсе не был заявлен, даже в форме тендера, так что другие «платёжки» так и не получили соответствующие рассылки. 

Будущего технологического партнёра выбирали из трёх систем – PayBox, Kassa24 и QIWI. «Возможно, были ещё варианты, но о них ничего не говорили. Просто сказали, мол, выбор был справедливый и легитимный, решение принято, живите с этим», – отмечает источник.

Критерии, по которым отбирали систему, так и не были озвучены, поэтому представителям иных платёжных систем оставалось лишь гадать, как именно проходил отбор.

Монополия или нет

Пока нет и конкретных условий, на которых будет проходить сотрудничество с ЦУС. Неизвестно, сможет ли кто-то, кроме PayBox, выступать платёжным посредником. Многие компании опасаются, что с 4 января возможности работать с букмекерскими конторами не будет. Как отмечает наш источник, «платёжки» вообще не приглашали на встречу операторов ЦУС и руководителей БК, прошедшую 15 ноября.

Если бы не букмекеры, то мы пропустили бы эту встречу, а ведь ввод ЦУС – важнейшее событие для всей отрасли. Мы на одном рынке и друг с другом общаемся, но практически никто ничего не знает. Через полтора месяца запуск, а нам на встрече говорят, что дат и инфы о комиссиях у них нет.

Соответственно, никто пока не знает условий ЦУС для конечного потребителя. Не проговорён вопрос о комиссии для игрока и разнице между пополнением счёта у технологического партнёра и другой платёжной системы. Скорее всего, клиенты платить ничего не будут – комиссия ляжет на плечи букмекерских контор. PayBox, считает наш источник, получит какой-то эксклюзивный тариф, в то время как другим «платёжкам» будет доступен обычный.

Перегруз на линии

Другой требующий прояснения момент — технологический процесс проведения платежей на разных этапах. Сейчас можно лишь предположить, как именно будет выглядеть перевод средств. Наиболее вероятная схема (игрок — платёжная организация — ЦУС — букмекер — ЦУС — платёжная организация) относительно громоздкая, и встаёт вопрос: не убьёт ли такой длинный маршрут оперативность обработки передачи данных? Если система не сможет выдерживать потоковую нагрузку, то проблемы — задержки и ошибки — будут у всех участников процесса.

Больше всего дополнительной нагрузки, однако, выпадет на букмекеров, ведь именно им придётся аккумулировать ещё больше информации о клиентах и переводах. В случае с платёжными системами должны появиться лишь «чёрные списки» от государства или же перечень самозаблокировавшихся клиентов.

Идеальная схема

По мнению нашего инсайдера, логичный подход к реализации проекта — сменяемость технологического партнёра ЦУС, которая создаст новую ветвь здоровой конкуренции на рынке платёжных систем. Более того, выбирать такую компанию нужно иначе:

На самом деле, подобным вопросом должны заниматься сами букмекеры, которые каждую минуту своего существования работают с платёжными системами. Они должны выбирать технологического партнёра. Но это лишь наши догадки. Мы и про ЦУС думали, что система никак не повлияет на платежи и займётся стандартным учётом, а БК будут просто отчитываться о своей деятельности. Но получили мы глобального посредника, через которого должны проходить чуть ли не все операции.

По мнению нашего источника, без платёжных систем букмекерские конторы не смогут вести бизнес, так как напрямую с ними работает лишь пара банков, и они попросту не в состоянии принимать все платежи.

Читайте также: