Всё о легализации беттинга на Украине

Об эксперте:
Дайнис Ниедра – профессиональный управленец в сфере развлечений и азартных игр. В прошлом генеральный директор развлекательного комплекса, организатор покерных серий и президент Латвийской Федерации Покера. В настоящем – главный операционный директор Enlabs.

Всю прошлую неделю, пока я был в отпуске и старался меньше думать о делах, каждый третий пост в моей ленте на «Линкедин» посвящался событию, которого лично я с нетерпением ждал с начала этого года. 14 июля Верховная рада Украины во втором чтении одобрила законопроект под номером 2285 и сделала уверенный шаг в сторону легализации азартных игр.

С 2009 года любые азартные игры были на Украине законодательно под запретом. За прошедшие 11 лет предприняты четыре явные попытки вернуть гемблинг в легальную плоскость. И только сейчас это увенчалось успехом. Не все действующие и потенциальные игроки рынка разделяют оптимизм, некоторые видят принятый законопроект несовершенным, а в отдельных местах даже противоречивым. Но все сходятся во мнении, что это отличный старт для того, чтобы упорядочить рынок азартных игр на территории Украины.

С начала года в законопроект внесено более 3800 поправок, из них почти 3300 рассмотрены. Не только COVID, но и конкретные люди пытались оттянуть принятие закона или принять его в интересах определённых групп лиц. Для начала закон подписал председатель Верховной рады Украины, и сделать это сразу не получилось из-за внесенных двух правок. И когда появились опасения, что до сентября ничего подписано не будет из-за каникул у депутатов, закон всё же отправился на стол к президенту.

Я абсолютный сторонник лицензирования и регулирования нашей индустрии. Это единственный возможный путь построить стабильный, прозрачный и ответственный бизнес.

От регуляции и контроля в итоге должны выиграть все – операторы, игроки, общество в целом. Украина – большой и интересный рынок: 42 миллиона жителей, номинальный ВВП больше 135 миллиардов долларов. Хочется верить, что у страны впереди счастливое будущее. Именно поэтому все с таким интересом наблюдали за развитием событий и рассмотрением законопроекта.

Несмотря на то что законопроект вышел из Рады, всё еще остаются некоторые вопросы (к примеру, как будет выглядеть и работать надзорный за индустрией орган), нет конечной ясности по налогам. Не будем трогать наземку, коснемся исключительно онлайна и пройдемся по ключевым пунктам того, что известно.

Лицензирование

Лицензия на онлайн будет выдана при условии, что: 1) игровая платформа сертифицирована; 2) игры сертифицированы (речь про контент казино); 3) оператор подключен к мониторинговой системе. Здесь ничего необычного. Как я понимаю, мониторинговая система не будет готова к «открытию рынка», и останется некий переходный период, во время которого третьим пунктом можно пренебречь. Мониторинговая система в первую очередь создается для лучшего контроля за собираемыми налогами. Впоследствии хочется верить, что она станет основой для AML (anti-money laundering – борьба с отмыванием денег) и RG (responsible gambling – ответственная игра).

Запрет для российских БК

Компания-оператор не может быть прямо или косвенно связана с резидентами стран-агрессоров. Интересно посмотреть, как «восточные» операторы попытаются обойти эту норму.

География клиентов

Украинская лицензия не ограничивает оператора работой исключительно с жителями (резидентами) Украины. Достаточно логичный шаг – незачем искусственно ограничивать своих лицензиатов.

Запрет на некоторые виды пари

В беттинге запрещается приём ставок на исход событий, в основе которых лежит RNG-модель (Virtual), а также на исход лотерей. Надо понимать, можно ли будет, к примеру, запустить вертикаль виртуального спорта, имея лицензию на казино.

Ограничения по возрасту клиентов

Возраст играющих будет ограничен с 21 года, предусмотрены существенные штрафы за нарушение данной нормы. Вокруг возрастного ценза всегда самая жаркая полемика: «Права на управление автомобилем и право голосовать с 18, а играть в азартные игры с 21?» Слабое место я здесь вижу не в подобных доводах, а в том, что серый рынок никуда не денется с вступлением в силу нового закона, и давать «пиратам» дополнительные преимущества на пути к приведению отрасли в порядок, думаю, не стоит.

Ну и самое интересное и самое противоречивое на десерт – налоги. Украина пошла интересным путем и разделила продукты по вертикалям – беттинг, казино и покер. Бо́льшая часть глобальных монстров, которых вы знаете: Bet365, Unibet, 888, William Hill и т.д. – работают по модели гипермаркета. Их флагманские бренды построены по принципу one-stop-shop – в одном месте собрано всё, что только душе гемблера угодно. Это позволяет им строить сильный бренд и делать перекрёстные продажи. В случае Украины, чтобы пойти путем «азартного гипермаркета», придётся сильно потратиться на налоги. Налоги высокие. Налоги гибридные: и фиксированные, и от дохода. Налоги ежегодные.

Из той информации, которая есть на сегодня (суммы привязаны к минимальному размеру оплаты труда в гривнах, поэтому будем конвертировать и грубо округлять), налоговая нагрузка выглядит следующим образом:

  • беттинг (ставки, тотализатор) – $1,05 М в год после ввода мониторинговой системы (до этого – $3 М + ежегодно);
  • казино – $230 K в год после ввода мониторинговой системы (до этого – 700 К ежегодно);
  • покер – $175 К в год.

Стандартное для большинства стран условие банковского депозита – в случае с Украиной это $1,3 М. Пока не будет введена система мониторинга, все фиксированные налоги умножаем на три. Помимо этого стандартный для отрасли налог с GGR – 5% для беттинга и 10% для казино и покера. Данных положений в законе нет, поэтому есть опасения, что будет применяться значительно более высокая ставка. Корпоративный налог на прибыль – 18%. Не будет применен налог на выигрыш для физлиц.

Ожидания правительства – $150–200 М в год в виде налогов в целом со всей отрасли, а не только с онлайн. Если удастся грамотно и в полном объеме собирать данный налог, то смотрю на этот прогноз как на достаточно пессимистичный.

Именно большие фиксированные налоги и вызвали основной резонанс. Постоянные издержки на столь высоком уровне станут непреодолимым препятствием для потенциальных маленьких и средних операторов рынка и отрицательно скажутся на конкуренции в отрасли. А конкуренция, как известно, двигатель прогресса. Такой дорогой входной билет (особенно в сектор ставок на спорт) дает очевидные преференции игрокам с уже раскрученными брендами на украинском рынке. В открытую звучали обвинения в адрес «Париматч» и «Фаворит» о том, что принятый закон откровенно лоббирует их интересы. В последние годы европейский рынок онлайн-гемблинга консолидируется достаточно быстро. Понимая, что на такой неоднозначный рынок, как Украина, будет проще зайти через покупку готового бизнеса, чем строить его с нуля, большие операторы готовы переплачивать при поглощении. Поэтому получение большой доли рынка на старте важнее её дальнейшего удержания. Но это только если мы говорим про онлайн, где количество случайных людей и компаний должно быть минимально. В случае с офлайном высокая стоимость лицензии имеет свои аргументы. Генеральный директор «Париматч» Сергей Портнов уже заявил, что его компания – за большие лицензионные платежи, так как организатор, получивший лицензию, будет ею дорожить и вести деятельность в правовом поле.

Лицензией и в первую очередь репутацией следует дорожить независимо от того, сколько денег вы на нее тратите. Лицензированный рынок с прозрачной отчётностью принесёт массу вызовов большим операторам, привыкшим работать в тени. Здесь как нельзя кстати фраза, что всё, что ни делается, к лучшему.

Читайте также: