Как изменить отношение к ставкам
Беттинг – это развлечение, а не способ заработка.
Во всём виноваты маркетологи
В далёком 2014 году, когда проходил чемпионат мира по футболу, все коллеги рассказывали, как круто смотреть футбол и вообще спорт. Мне с ними и поговорить-то было не о чем, поскольку я не интересовался этой историей и ещё не сталкивался по работе с беттингом. В тот момент я задумался над тем, как подогреть свой интерес к просмотру спортивных событий, тем более такого мирового масштаба, когда про них говорят из каждого утюга. В итоге я попробовал делать ставки, исключительно небольшие суммы для удовольствия. Сработало! Стало интересно смотреть любые команды, начались какие-то переживания, даже из-за тех же 100 рублей – и потерять вроде не жалко, но и выиграть приятно.
Можно привести пример, как люди идут в казино где-нибудь в Лас-Вегасе, чтобы просто отдохнуть и приятно провести время. Точно так же люди ходят в рестораны и спортивные бары смотреть футбол. Беттинг – это исключительно формат развлечения, и он как раз предоставляет больший выбор, если не хочется никуда выходить, но хочется получить удовольствие от просмотра игры или другого мероприятия. Когда мы тратим условно 100 тысяч рублей на поездку в Турцию, то не думаем о том, что ничего не заработали, а только потратили. В ставках же сейчас отношение другое: я проиграл, я не заработал.
Если копать глубже, то в своё время, когда ещё не было соцсетей, появлялись такие лидеры мнений, которые рассказывали, как сделали ставку, выиграли и теперь зарабатывают на этом. Отсюда, наверное, и пошла молва о том, что это лёгкие деньги. Плюс вилочники, которые используют беттинг как способ заработка. Букмекеры стараются с ними бороться, но не всегда получается.
Ко всему прочему, в России, Беларуси и других постсоветских странах частенько бытует мнение, что букмекерские конторы это что-то не совсем легальное, потому что наш бизнес стал законным совсем недавно. Как же изменить представление людей о беттинге и сделать его похожим на моё? Мы ломаем над этим голову с апреля, когда только запустили сайт.
Что делать?
Для достижения результата можно использовать совместные активности с теми же спортивными клубами и организациями. Это спонсорские проекты, размещение у лидеров мнений, у амбассадоров. Нужна и поддержка государства – в том смысле, что оно позволяет БК работать в правовом поле, то есть в белую. Восприятие беттинга в России уже начало меняться благодаря тому, что сейчас букмекеры платят достаточно большие отчисления для поддержки спорта, минимум 15 миллионов рублей в квартал. Плюс проводятся благотворительные кампании, идёт поддержка школ спорта. Строительство спортивной площадки в каких-нибудь дворах, в том числе в регионах – всё это идёт на укрепление имиджа букмекеров.
Интересной в плане изменения отношения к ставкам могла бы быть история в стиле #ЯМыБеттинг, правда не думаю, что это быстро реализуемо. Надо связаться с ребятами из других БК и обсудить её. Мы с ними конкуренты, но не враги – у нас есть СРО, через которую можно организовывать различные проекты. Мне кажется, такая кампания хорошо бы смотрелась в Интернете. Возможно, и в телевизоре тоже, но здесь очень важна именно вовлечённость аудитории, а проще донести мысль до неё через Интернет и социальные сети, где идёт непосредственный контакт с людьми, а не просто вещание чего-то зомбирующего с экрана.
Кроме популяризации беттинга как вида развлечения и маркетинговых активностей, изменить отношение может помочь качество продукта (со всех его сторон) и надёжная служба поддержки.
О сроках
Очень хотелось бы, чтобы поворот в восприятии беттинга случился в 2021 году, но это, конечно, излишне оптимистично. Сейчас люди стараются покидать серые зоны, с которыми мы боремся, и переходят в легальный сектор. Давайте обозначим срок в пятилетку – к этому моменту отношение к ставкам точно изменится, я уверен.
Когда у игроков поменяется мировоззрение, то не будет такого, что я пойду и последние деньги потрачу, пропью квартиру, проиграю автомобиль и так далее. Люди станут ответственнее подходить к самому процессу и будут тратить только те деньги, которые откладывают на удовольствия.