К чему ведёт неправильное регулирование азартных игр

Разбор на примере Грузии.

Накануне вступления в силу закона об изменениях в игорном бизнесе Грузии глава грузинской Гемблинг-ассоциации (GGA) Георгий Мамулаишвили опубликовал на сайте организации статью о развитии и регулировании отрасли азартных игр. Legalbet приводит перевод этого материала.

Развитие индустрии азартных игр выгодно любому государству, хотя оно должно изначально выбрать правильный подход. Важно понимать, что многое зависит от типа регулирования, и если ставить отрасль в жёсткие рамки, это просто становится невыгодно для страны. Но это не значит, что бизнес не нуждается в регулировании. В будущем необходимо чёткое и обязательное администрирование принятых законов. Любое государство тратит деньги налогоплательщиков на регулирование, и если получает от этого меньше, чем тратит, то законодательство разработано неправильно. 

Если говорить о полном запрете, особенно в нашей сфере, то практика показывает, что любое государство должно рассматривать азартные игры как отрасль экономики. Развитие азартных игр напрямую связано с развитием туризма и пополнением государственного бюджета, развитием банковского сектора и платёжных систем. Существует множество других областей, которые косвенно или напрямую связаны с азартными играми. Это особенно важно для развивающихся стран, так как гемблинг — хороший способ пополнить бюджет страны, снизить преступность и коррупцию. 

На сегодняшний день большинство стран выбрали либеральный подход к индустрии азартных игр и ориентированы на развитие местных операторов, что является одним из важных факторов в борьбе с незаконными онлайн-операторами или подпольными игорными заведениями. Регулирование локальных рынков позволяет людям, желающим играть в азартные игры для развлечения, пользоваться услугами местных операторов, которые контролируются государством, ориентированным на ответственную игру и защиту прав потребителей. Они не используют различные уловки и методы по отношению к потребителю, чтобы заманить его в игру.

Сегодня в европейских странах действует один из самых гибких законодательных актов в этой отрасли, который адаптирован к потребностям государства, общества и бизнеса. Кроме того, до недавнего времени в Грузии было действительно качественно проработанное законодательство об азартных играх, которое с годами совершенствовалось, и к концу 2020 года можно было констатировать, что индустрия в Грузии была на уровне самых высоких стандартов в отрасли. Но с конца 2021 года политические интересы правительства резко изменились, и в стране ввели жёсткие ограничения, повысили налоги и фактически превратили белый рынок в серый. В конце концов, что получила Грузия?

На грузинском рынке появились нелегальные операторы и игорные заведения. Местные операторы оказались неконкурентоспособными из-за ограничений, а у иностранных легальных и нелегальных онлайн-заведений появилось преимущество перед местными. 

В долгосрочной перспективе государство получит меньше налогов в бюджет; из страны увеличится отток средств, так как игроки, которым запрещено играть, будут это делать на различных незаконных в Грузии платформах. Государство потратит миллионы на подобное регулирование, но эффект будет нулевым. Совершенствование технологий привело нас к тому, что невозможно ограничить доступ к нелегальным сайтам и средствам денежных операций. Даже если государство запрещает местным платёжным системам переводить по коду категории продавца (MCC) 7995, есть множество нелегальных сайтов, которые используют другие коды MCC для получения денег.

Практика показывает, что ни одна страна мира из числа развитых или развивающихся не смогла добиться этого, и именно поэтому политика запрета постепенно смещается в сторону либерального подхода.

Любому развивающемуся государству придётся немало потрудиться, чтобы приблизиться к мировым стандартам. Система верификации и идентификации, внедрённая Грузией после консультаций с Ассоциацией азартных игр (GGA), была доведена до высочайшего уровня стандартов и обеспечивает полную идентификацию своих клиентов, ориентируясь на принцип «знай своего клиента». Это также важный фактор для развития местных операторов. И мы можем сказать: до введения ограничений по возрасту и социальному статусу в Грузии все операторы могли констатировать, что у них были белые списки пользователей. 

Ограничения уже принесли свои плоды, только противоположные, несмотря на то, что закон вступит в силу только 1 марта. Клиенты, попавшие под запрет, начали искать иные способы доступа к играм. Появились поддельные аккаунты, стали обыденностью передача аккаунтов в аренду и открытие новых банковских счетов. Вот и получается, что Грузия невольно превратилась в серый рынок. Серые рынки особенно привлекательны и интересны для любого нелегального оператора. Они представляют собой действительно большую проблему для любого государства и для самой гемблинг-индустрии, поскольку возникают неравные правила игры, неправильные и нежелательные методы привлечения игроков. 

Это также подтверждается действиями крупных компаний. Например, из-за неравенства и неправильного регулирования компания William Hill, один из крупнейших представителей индустрии, покинула 55 серых рынков в 2014 году, сославшись на «нормативные обстоятельства» в качестве главной причины. Букмекеры дорожат репутацией и своего бренда, и индустрии в целом, а нестабильные рынки создают для этого дополнительные проблемы. Любая критика этого рынка или подобные грузинским изменения в законодательстве приводят к потере огромных сумм денег. Поэтому крупные публичные компании изо всех сил стараются не выходить на такие рынки. 

Мы также можем вспомнить другой печальный пример последствий неправильного налогообложения — это Кения. В 2019 году власти резко изменили политику в отношении азартных игр и ввели огромную налоговую ставку в размере 20%. Многие иностранные компании отозвали свои лицензии, вследствие чего в течение года почти все игорные заведения в стране прекратили работу. В результате этого в 2020-м правительство отменило налог. Годом позже снова был введён налог, только на этот раз в размере 7,5%. Правительство обосновывало решение тем, что желало ограничить пагубное воздействие нерегулируемых азартных игр на общество. В итоге легальные операторы ушли с рынка, а количество нелегальных значительно возросло.

То же самое произойдёт и в Грузии. После обнародования новых запретов в течение первого месяца более 133 нелегальных операторов начали интересоваться грузинским рынком и перевели свой контент на грузинский язык.

Появились «зеркала» легальных операторов с фирменным названием и логотипом, появились также обучающие видеоролики о том, как перевести деньги и зарегистрироваться на том или ином сайте. И все эти операторы зарегистрированы в офшорных зонах и во многих случаях не придерживаются установленных правил в азартных играх. 

То же самое можно сказать и о соседних рынках: российском и украинском. После полного запрета казино в России повсюду процветали нелегальные азартные игры. Только в Москве вместо 500 закрытых легальных игорных заведений сегодня насчитывается более 850 нелегальных. До легализации в Украине сотни игорных домов были замаскированы под лотерею, и даже сейчас они прекрасно себя чувствуют и мешают развитию легального бизнеса в стране. 

Этот вопрос неоднократно рассматривался отраслевыми экспертами, не раз делался акцент на том, что в этих условиях наблюдается рост преступности. Бизнес сращивается с криминалом, коррумпированными представителями правоохранительной системы. Обе страны потеряли поступления в казну на сумму в сотни миллионов и потратили сотни миллионов на регулирование сферы и борьбу с преступностью. Но всё впустую. 

Незнание отрасли или нежелание этим заниматься больше не играет никакой роли — факт остаётся фактом: в таких условиях отрасль застревает на одном месте. Существует ряд факторов, которые мешают гемблинг-индустрии Украины встать на правильный путь развития. Уже второй год страна не может упростить налоговое законодательство, что радикально мешает потенциальным инвесторам выходить и развивать украинский рынок. 

Ещё в 2019 году на первом украинском игорном форуме в Херсоне обсуждались вопросы легализации игорной индустрии. И было принято правильное направление — легализация рынка и соответствующие изменения в законодательстве. Но позже Гулливер превратился в улитку — конечно, если Украина не сфокусировалась только на местных операторах, которые и так преуспевают на сером украинском рынке, несмотря на высокие налоги и подпольные заведения, которые также отчасти являются проблемой, поскольку на данный момент интересы инвесторов полностью игнорируются из-за высокого налогообложения. На сегодня для инвесторов нет никаких изменений. Двойное налогообложение элементарно не регулируется.

Сегодня Грузия сталкивается с той же реальностью — с очередными нововведениями в законодательстве. Инвестор не чувствует себя равным и избегает любых колебаний рынка, потому что это наносит ущерб его развитию. Сегодня все прекрасно понимают, что любой успешный бизнес управляется корпоративно в условиях рынка.

Зачем кому-либо инвестировать в страну, где процветает коррупция, часто меняются законы, правительство непостоянно в своих решениях, существует нестабильный или серый рынок, процветает преступность?

Правительство должно прислушиваться к бизнесу, поскольку бизнес лучше понимает все нюансы регулирования рынка. Надлежащее регулирование азартных игр — позитивный шаг государства для развития экономики страны и стремления искоренить преступность и коррупцию. Но неправильный подход и рассмотрение азартных игр не как части экономики приводит к обратному эффекту. Для инвестора, помимо законодательной базы, приоритетом является прозрачность бизнес-процессов. Это помогает ему проанализировать текущую ситуацию в стране и принять правильное решение.

Исходя из этого, регулирующий орган и правительство должны иметь желание перенимать правильный опыт и всегда вступать в конструктивный диалог с представителями бизнеса и экспертами, а не слушать псевдоэкспертов, которые делают неправильные толкования в соответствии со своими амбициями и интересами. Внедрение вышеуказанного и прозрачность сделают процессы понятными и привлекательными для инвесторов. Поэтому необходим конструктивный диалог между бизнесом и регулирующим органом. 

Государство всегда должно использовать опыт развитых стран для содействия законному и правильному развитию игорного бизнеса, так как существует множество подводных камней, которые трудно учесть без непосредственного участия в бизнес-процессах. И, конечно же, эти подводные камни приводят к неправильному регулированию. В таких отношениях ассоциация всегда хороший посредник, который знает бизнес изнутри и пытается направить потенциальные изменения в законодательстве в нужное русло.

Вторым и важным фактором развития игорной индустрии является минимум коррупции. Коррупция — одно из важных препятствий для инвестора. Любой инвестор хочет, чтобы его инвестиции были безопасными, и у него должна быть гарантия того, что его права будут учтены. Если законодательство нечёткое и неотрегулированное или запреты касаются только локального рынка, это создаёт почву для развития коррупции. Любая сфера деятельности должна быть прозрачной, особенно когда речь идёт об игорном бизнесе.

Гемблинг-индустрия всегда была привлекательна с точки зрения выражения популистских заявлений и поднятия рейтинга. Многие государства, несмотря на большой вклад в бюджет страны, относятся к азартным играм несправедливо.

Операторы должны иметь равные условия, это важно для инвестора. В своё время стремительный рывок в экономике Грузии был благодаря именно такому подходу правительства к любому вопросу. Инвестор чувствовал себя защищённым и равным перед другими участниками рынка, что давало ему стимул вкладывать в развитие бизнеса. Это подтверждается тем фактом, что сегодня из шести крупнейших операторов онлайн-гемблинга три принадлежат ведущим мировым компаниям.

Важным фактором развития игорного бизнеса и улучшения туристической среды является введение free zone. «Свободная зона», по сути, даёт значительный импульс развитию того или иного региона, например, Батуми и Казбеги, которые радикально изменились после 2005 года. При формировании местного городского бюджета значительную часть составляют региональные сборы от игорного бизнеса. Я также хочу отметить, что у Юрия Гусева, губернатора Херсона, был такой проект. 

Если бы лицензионные отчисления и местные обязательные платежи были такими же, как и в столице, то я вам скажу, что Батуми и Казбеги недалеко бы ушли в деле своего развития. Можно сказать, что бюджет восьми крупных городов и муниципалитетов Грузии пополняется более чем на 50% за счёт игорного бизнеса.

У легализации много преимуществ, и государство должно их видеть, чтобы воспринимать игорный бизнес как важную отрасль экономики. Среди преимуществ можно выделить: пополнение бюджета, создание рабочих мест, спонсорство спортивных клубов и спортсменов, как начинающих, так и уже успешных.

Развитие местных легальных операторов вытесняет иностранных нелегальных с рынка. И это всё напрямую влияет на снижение преступности в государстве, поскольку криминальные структуры теряют интерес к этому виду бизнеса. Продвижение местных операторов помогает развивать финансовый сектор и укреплять местные финансовые институты, что также способствует укреплению обменного курса. Развитие игорного бизнеса способствует развитию туризма.

Любое государство должно сохранять либеральный подход к игорному бизнесу, что в будущем позволит и дальше совершенствовать отрасль и привлекать инвесторов. Развитие гемблинг-индустрии, несмотря на многих противников, снижает наличие социальных рисков, а также увеличивает потребности на рынке труда, даёт возможность развивать смежные отрасли.

Читайте также: