Сыграть в долгую: ответственная игра как залог устойчивого бизнеса

Об эксперте: 
Дайнис Ниедра – профессиональный управленец в сфере развлечений и азартных игр. В прошлом генеральный директор развлекательного комплекса, организатор покерных серий и президент Латвийской Федерации Покера. В настоящем – главный операционный директор Enlabs.

Как бы это парадоксально ни звучало, различные ограничения, которые вводили страны и государства для борьбы с COVID-19 или последствиями пандемии, во многих случаях затронули и онлайн-бизнес. Ни у кого не вызывало вопросов закрытие казино или залов игровых автоматов, где есть естественные и вполне конкретные высокие риски распространения вируса. Сложно представить, как работник протирает кнопки на слоте после каждого игрока или каждый отдельный чип на рулетке. В случае ППС тоже всё логично – в большинстве своём это небольшие помещения, где не так просто обеспечить безопасное расстояние между клиентами.

Когда стали вводить запреты или ограничения для онлайн-казино и тотализаторов, это вызвало резонанс даже у людей, которые имеют репутацию противников азартных игр.

Латвия отозвала все лицензии на неопределённый срок (в итоге легальный онлайн не работал полных два месяца), Литва настоятельно «рекомендовала» геймингу перестать рекламироваться во время режима чрезвычайной ситуации, Испания ввела мораторий на рекламу, Швеция ограничила величину депозитов, количество выдаваемых бонусов и их размеры. И это далеко не все примеры. 

Разумеется, операторы встали на защиту своих интересов и отстаивали скорейший возврат к прежним правилам игры. Как главный аргумент всегда выдвигался факт глобальности интернет-пространства и невозможность что-то запретить серым и чёрным операторам, которые и до этого работали вне рамок правового поля. Недополученные налоги или потеря контроля над индустрией не получили поддержки у власть имущих. Однако был один общий аргумент, который чаще находил отклик в их сердцах: принципы ответственной игры (c англ. – responsible gaming).

Это направление и его принципы пришли с больших, устоявшихся лицензионных рынков, где бизнес уже не имеет краткосрочных интересов и строит «устойчивую» модель в разрезе десятков лет вперёд, прежде всего думая об обществе и людях, кому он продаёт свой продукт и сервис. В последнее время всё чаще на корпоративном уровне стало использоваться слово sustainability – устойчивость. Обычно эта самая устойчивость связана с экологическим балансом и способностью компаний строить своего рода вечный бизнес. Делать деньги и при этом не нарушать гармонию во вселенной.

В случае с геймингом устойчивость бизнеса – это довольные и счастливые клиенты: когда рост LTV (lifetime value) игрока приходит через рост LT, а не через желание в кратчайшие сроки выдать максимальный V.

Именно поэтому серые и чёрные операторы не заморачиваются насчёт внедрения принципов ответственной игры. Сама модель у них построена на крайне высоком риске потерять весь или большую часть бизнеса в один день. В свою очередь, лицензированные операторы способны обеспечить полный или хотя бы частичный перечень инструментов ответственной игры, если того требует закон в лице регулятора.

Всё чаще можно видеть, что на игровых платформах появляются следующие функции, доступные игроку:

  • лимиты на депозит;
  • лимиты на проигрыш или оборот;
  • лимиты на игровую сессию;
  • напоминание о продолжительности игровой сессии;
  • прозрачная история игры;
  • заморозка аккаунта;
  • тесты на признаки лудомании.

Помимо внедрения технических инструментов, которыми может воспользоваться игрок, крайне важной остаётся персональная работа с клиентами при срабатывании триггеров на стороне оператора. К примеру, когда игрок начинает уходить от свойственных ему паттернов. В первую очередь это резкое изменение в размерах ставок. Оно не несёт за собой никаких рисков – игрок может просто сменить работу на более высокооплачиваемую или просто пояснить, что это разовые ставки, а не системность.

К понятию responsible gaming я для себя отношу и более ответственную работу самой индустрии – прозрачность бизнеса, соблюдение законов и норм рынков, на которых ведётся деятельность, а также образовательную работу с игроками.

Уходят в прошлое рекламные лозунги про «поднять бабла», «100%-й выигрыш» и т.д.

Некоторые операторы отказываются от постоянных бонусов для новых клиентов на сайтах, выдавая фрибеты только во время больших событий. Это однозначно пойдёт на пользу всей игорке и по-настоящему сделает её полноправным членом индустрии развлечений.