У Кюрасао нет выбора: без реформы онлайна не будет и голландских денег

Об эксперте:
Илья – старший партнёр агентства внешняя ссылкаВнешние ссылки запрещены, которое консультирует игорные компании и госорганы по всему миру. В 15 лет поступил на юрфак МГУ, который с успехом закончил. Постоянно модерирует международные профессиональные дискуссии и скучает по живым ивентам.

Недавно поднялся большой шум из-за инициативы голландских властей повлиять на игорное законодательство Кюрасао. Реакция профессионального сообщества на предлагаемые изменения была связана с двумя факторами. Первый – у большинства игорных брендов есть лицензия Кюрасао, по которой они принимают игроков из тех стран, где нет возможности получить лицензию или получение лицензии нецелесообразно экономически, но при этом существует возможность принимать платежи. Ещё одна причина популярности этой лицензии – лицензионные требования могут выполняться достаточно декларативно, что позволяет оперировать, практически не обращая внимания на комплаенс (в части сертификации, соответствия процедур), ответственную игру и другие аспекты.

Второй фактор – как мне кажется, никто особенно детально не разбирался, в чём же смысл предлагаемых изменений и что, собственно говоря, происходит. Я позволю себе разложить всё по полочкам (насколько это в моих силах, конечно).

«Базовая» лицензия

Для начала немного ликбеза. На настоящий момент в тех странах, где нет локального лицензирования, но гемблинг как таковой не запрещён или запрещён и в то же время отсутствуют инструменты воздействия на иностранных операторов, компании используют два вида лицензий. Мальтийская – это про Европу, где можно работать на базе положений законодательства ЕС о свободе торговли внутри Евросоюза. Лицензия Кюрасао используется для всего остального мира в первую очередь с целью подключения платёжных систем, игровых продуктов и для приёма игроков из разных юрисдикций – это может быть и Африка, и тот же СНГ.

Все профессионалы, конечно, в курсе, но когда говорится о лицензии Кюрасао, то речь идёт о сублицензии. Если правильно помню, там четыре основных лицензиата, которым государство дало право заниматься игорным бизнесом. Эти четыре компании выступают в роли мастер-лицензиатов и выдают сублицензии.

По количеству сублицензиатов сходу сказать трудно, но их, разумеется, немало – счёт идёт на сотни. Самое главное – для старта какого-либо гемблинг-проекта лицензия Кюрасао является самым простым решением, потому что начать оперирование под этой лицензией проще всего.

В чём смысл изменений

Очень важно подчеркнуть, что вызвавшие большой резонанс предлагаемые изменения – это не конкретно реформа гемблинг-сектора Кюрасао, а часть соглашения между Кюрасао и Нидерландами о финансовой поддержке со стороны Нидерландов, которое касается очень большого количества секторов экономики.

В этом документе выделены четыре основных глобальных направления, по которым остров должен провести реформы. И гемблинг не является даже одним из этих четырёх, а входит в состав направления, задача которого обеспечить на Кюрасао верховенство права. В рамках этой задачи, помимо изменения судебной системы и других подобных вещей, необходимо реформировать сектор азартных игр.

Регулирование Кюрасао-лицензий достаточно старое, и проведение реформы было, наверное, вопросом времени. Собственно говоря, в соответствии с соглашением о финансовой поддержке, перед Кюрасао поставлены две задачи:

  1. Выполнить исследование на тему того, требуется ли провести реформы в отношении регулирования офлайн- и онлайн-гемблинга.
  2. Подготовить пошаговый план реформирования законодательства, которое регулирует онлайн-сектор.

При этом отдельно хочется обратить внимание: соглашением прямо предусмотрено, что в рамках пошагового плана должны быть определены меры по обеспечению операторами с лицензией Кюрасао соблюдения законодательства других стран.

На мой взгляд, это ключевой момент. Если реформа произойдёт в таком виде, то оператор-сублицензиат должен будет соблюдать законодательство стран, откуда он принимает игроков. Это означает, что в случае, если оператор-сублицензиат принимает игроков из страны, где есть локальное регулирование либо где существует запрет на игорный бизнес, это будет считаться нарушением условий работы под лицензией Кюрасао.

Сегодня «письма счастья» от регуляторов таких стран о том, что в их юрисдикции разрешено оперирование только под локальной лицензией, редко приводят к ощутимым последствиям для компаний с лицензией Кюрасао. Но в случае проведения реформы в таком виде ситуация может измениться кардинальным образом.

Полномочий следить за соблюдением законов других стран ни у мастер-лицензиатов, ни у властей острова нет. Однако это обязательство может быть переложено на операторов, что станет головной болью для отдельно взятой гемблинговой компании и будет означать то, что iGaming-индустрия серьёзно изменится.

Не будет реформы – не будет и голландских денег

В 2016 и 2018 годах правительство Кюрасао уже обещало провести реформы в онлайн-гемблинге. Сейчас всё гораздо серьёзнее. Я общался с местными коллегами, и похоже, что у острова особо нет выбора: если требования Нидерландов не будут выполнены, не будет и денег. По моей информации, регулятор Кюрасао сейчас начинает заниматься этими вопросами, пытается определить периметр исследования и подготовки пошагового плана по реформированию законодательства в онлайне.

Но, на мой взгляд, не стоит в этом вопросе сосредотачивать внимание исключительно на Кюрасао. Дело в том, что каждая отдельная страна должна создавать и вводить понятный и прозрачный способ лицензирования деятельности в сфере азартных игр. Мне кажется неправильным бороться с «чёрным» и «серым» оперированием только палкой. Безусловно, государство вправе занимать такую позицию, особенно если гемблинг в стране запрещён по религиозным или иным похожим причинам, однако даже в таких случаях таким запретом не достигается желаемый результат, так как игроки всё равно будут находить способы доступа к офшорным продуктам.

Как мне кажется, самый эффективный способ борьбы с незаконным гемблингом для всех – для государств, игроков, операторов – это однозначно выработка адекватного набора лицензионных и иных требований к операторам, создание для них возможности получить местную лицензию и начать платить налоги и сборы от своей деятельности.

Что делать операторам

Если говорить глобально, то двигаться имеет смысл в сторону локальных лицензий. Но перед этим стоит остановиться и обратить внимание, что сейчас даже нет сроков воплощения в жизнь предлагаемых реформ.

До 1 марта 2021 года регулятор Кюрасао обязан провести исследование, а пошаговый план реформирования должен быть готов к 1 сентября 2021 года.

Подчёркиваю, до 1 сентября должен быть подготовлен план реформирования онлайн-сектора, а он может в себя включать ещё 25 шагов, которые будут закончены к 2025 году. Поэтому конкретно сейчас дёргаться рановато, но наблюдать за ситуацией точно надо.

Будут ли вообще в будущем нужны лицензии Кюрасао? Лично я в этом сомневаюсь, потому что сейчас идёт однозначный тренд на принятие местных правил и создание локальных систем лицензирования. Мне кажется, в будущем операторское портфолио будет состоять из ряда локальных лицензий тех рынков, которые оператор видит для себя перспективными.

Читайте также: